6 способов понравиться работодателю и без высшего образования

В каждой отрасли есть свои тонкости, чтобы понравиться работодателю. Среди рабочих профессий и в сфере услуг они тоже существуют. И высшее образование в этом случае не в топе требований. Чем заинтересовать нанимателя и как сделать так, чтобы из всех кандидатов он выбрал вас? Ниже — шесть полезных советов.
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

1. Расскажите о своём опыте как можно больше

Когда вы откликаетесь на вакансию на hh.ru без резюме и общаетесь с эйчаром или работодателем напрямую в телефонном разговоре или сообщениях, постарайтесь рассказать о том, что умеете делать, как можно подробнее. Не оставляйте эту информацию на потом, ведь второго разговора может и не быть. Важно выгодно представить себя с первых минут и сразу говорить о главном — ваших профессиональных способностях.

Если отправляете отклик и вам отвечает чат-бот, предлагая несколько вопросов, также постарайтесь ответить на всё максимально полно и содержательно. Не стесняйтесь расписать свои навыки.

Такой же совет можно дать и тем, кто создаёт резюме. Работодателям из так называемых прикладных профессий больше хочется знать о том, какую конкретно работу вы выполняли раньше и что умеете делать. Опыт в этом случае намного весомее диплома об образовании. Поэтому чем подробнее вы расскажете о своём, тем лучше.

Не ограничивайтесь общим «Выполняю все виды ремонтных работ» или «Делаю маникюр любой сложности», а перечислите в резюме по пунктам, что за этим стоит. Если умеете штукатурить, красить, чинить, строить мебель и ремонтировать сантехнику — укажите всё до мелочей. Если делаете и пилочный, и аппаратный, и обрезной маникюр, тоже отметьте это в описании навыков. Подробности о ваших обязанностях на предыдущем месте будут кстати в любой сфере, где бы вы ни искали работу. Это поможет руководителю понять, что вам можно будет поручить и с чем вы точно справитесь.

Но помните, что работодатели оценивают не только содержание резюме, но и саму подачу информации в нём.

Резюме стилистов по волосам я смотрю, но это не главное — всё равно проверяю их на практике. Но всегда особенно внимательно читаю резюме, когда ищу администратора в салон. И если кандидат может превосходно оформить его, расписать подробно обязанности, которые выполнял раньше, ещё и сделать это таким языком, чтобы ты захотел увидеть его в своей команде, это замечательно! Когда сопроводительное письмо прилагают, мне вдвойне приятно рассматривать такого претендента. Я понимаю, что он узнал о нас предварительно, посмотрел наши соцсети и точно хочет попасть к нам. Обращаю внимание, если честно, сразу, когда есть личный посыл.
Сона, основатель салона красоты «СОН»

Очевидно, что резюме играет определённую роль в поисках работы, но всё же и без него можно обойтись. Сейчас многие работодатели указывают в вакансиях, что готовы рассмотреть кандидатов без резюме, поэтому шанс понравиться есть и у тех, кто его составляет, и у тех, кто предпочитает поиски без него.

2. Будьте готовы показать себя в деле

Наверняка бариста попросят сделать кофе, а стилиста-парикмахера — пробную укладку или стрижку модели. Если у работодателя есть возможность увидеть вашу работу в режиме реального времени до того, как нанять вас, он её использует. Лучше иметь это в виду, и тогда врасплох такой тест вас не застанет. К тому же это позволит вам объективно и адекватно заявить о своих умениях, доказав их.

В то же время пока одним работодателям важен только сам факт выполнения работы и её качество, например, если это строительство или сантехнические работы, другие во время таких испытательных заданий проверяют и иные способности. В компаниях, оказывающих разные услуги, это особенно актуально.

Бьюти-индустрия — это та сфера, где теоретические знания важны не так, как практические. Поэтому у нас собеседование с мастерами проходит в два этапа. Сначала мы долго общаемся, потому что, кроме профессиональных качеств, мне важно, чтобы у него были и человеческие качества хорошие, которые подойдут нашей команде, нашей атмосфере и ценностям. Характер соискателя — это то, на что я особенно обращаю внимание. Стараюсь понять, как он будет общаться с клиентами, сможет ли показать себя с лучшей стороны в непредвиденных или критических моментах.
Сона, основатель салона красоты

Смоделированная ситуация, в которую вас ставят во время пробного задания, подсвечивает всё нужное, что поможет принять решение на счёт вас, поэтому часто проверить навыки способа лучше нет. Отнеситесь к этому с пониманием и готовностью.

Второй этап — проверка профессиональных навыков. Мне приятно, когда показывают дипломы о пройденных курсах, но я всё равно сначала хочу увидеть мастера в деле, прежде чем принять его на работу. Мы всегда просим кандидатов показать себя и находим моделей для этого. В этот момент видно, как они общаются и в целом работают с клиентами, да и технику выполнения услуги можно оценить сразу.
Сона, основатель салона красоты

Тесты проводят не только для желающих устроиться в салоны красоты, но и в компаниях другого толка. Например, в клининговых службах.

Проверочные уборки для кандидатов под контролем менеджера у нас проходят постоянно. Смотрим техническую сторону, результат, а также оцениваем, как кандидаты общаются с командой в целом и с менеджером.
Марина, основатель клининг-сервиса «Свои»

3. Оставайтесь честными с работодателем и объективными к себе

Говорите только о том, что действительно делали по работе и в чём разбираетесь, не приписывайте себе лишнего и не преувеличивайте таланты. Это ведь легко проверить. Даже если вы только начинаете в профессии, будет гораздо лучше откровенно сказать об этом и признаться, что вы хотите попасть к работодателю именно для того, чтобы приумножить опыт и научиться новому.

В рабочих, творческих отраслях или в сервисном бизнесе работодатели, как и клиенты, часто ищут специалистов по рекомендациям, знакомству и отзывам. Поэтому позаботьтесь, чтобы не случилось конфуза, если вашу репутацию захотят проверить. Как это сделать? Просто соответствовать тому, что заявляете о себе.

В сфере услуг в поисках хорошего сотрудника больше всего помогает сарафанное радио, поэтому скрывать о себе что-то или приукрашивать бессмысленно. Однажды к нам пришла девушка, показала портфолио с хорошими работами, сделала тестовый маникюр — он оказался хуже, чем на её фото. Я решила, что она могла просто перенервничать. Но всё же навела справки у знакомых, в чьём салоне она работала. В итоге они мне её настойчиво не рекомендовали и назвали достаточно веских причин, чтобы я отказала кандидату. Так что такой способ действительно спасает от недобросовестных кандидатов, а если потенциальный сотрудник и правда хорош — лишний раз подтверждает это.
Сона, основатель салона красоты

4. Проявите интерес к профобучению

Работодатели ценят соискателей, которые находят в своей работе место и возможности для обучения. Это относится не только к новичкам в деле, но и к тем, кто уже освоился в нём неплохо. Некоторым руководителям это важно, поскольку в каждой компании свои стандарты качества и новый сотрудник должен быстро овладеть ими.

Люди считают, что, если умеют убирать свою квартиру, смогут и чужую. Но есть регламент и стандарты. Даже на чистящие средства и тряпки, которые мы используем. Нам важно услышать, что кандидат готов соблюдать именно наши правила и переобучаться, если привык как-то иначе. Должна быть какая-то гибкость в этом плане. Приветствую желание соискателей учиться — такие будут иметь больше шансов получить работу у меня.
Марина, основатель клининг-сервиса

Есть и такие, кто просто за постоянный профессиональный рост и развитие. Если хотите получить преимущество у работодателя этой категории, выразите интерес к дополнительным скилам и найдите для этого время, когда получите должность.

Не позиционируйте себя как человека, который уже всё знает и умеет и его совершенно нечему научить. Например, бьюти-индустрия быстро растёт и меняется, поэтому всегда есть что-то новое, что можно освоить. Важно успеть во время собеседования показать и свои сильные стороны, и то, что вы хотели бы ещё узнать как профессионал. Круто зарекомендовать себя как человека, готового развиваться.
Сона, основатель салона красоты

Делать ставку на желание научиться новому на собеседовании с работодателем советуют и сами соискатели. Это не только сделает вас более привлекательным в глазах потенциального начальника, но и повысит вашу стоимость как специалиста на рынке в будущем.

Базовые навыки необходимы в нашем деле. Но на этом не нужно останавливаться. Работодатель, как потенциальный, так и действующий, всегда учитывает, готовы ли вы оттачивать мастерство. Я это знаю и не упускаю возможности поучиться у топовых стилистов.
Вадим, стилист по волосам

5. Позаботьтесь о внешнем виде и не забудьте про улыбку

Опрятный внешний вид и чистая отглаженная одежда — истины прописные, но в волнении перед собеседованием могут быть забыты. Чтобы перед самой встречей лихорадочно не соображать, что надеть, продумайте это заранее и приготовьте образ накануне. И даже если позже вы будете работать в униформе или робе, произвести визуальное впечатление всё равно необходимо. В сфере услуг на это и вовсе пунктик.

Если идёте на собеседование, обязательно позаботьтесь о внешнем виде. Пусть он будет презентабельным — это как минимум этично. Мы всегда смотрим на то, как выглядит мастер, ведь отчасти от этого зависит доверие клиента к нему и к салону.
Сона, основатель салона красоты

И, конечно, поддерживайте разговор с работодателем в приветливом и открытом тоне.

Мне важен позитивный настрой соискателя. Слежу за тем, улыбается ли он, старается ли понравиться. Встречаю много тех, кто даже не подумает, что нужно улыбнуться и как-то приветливо общаться.
Марина, основатель клининг-сервиса

Вежливая коммуникация и способность оставлять личное вне работы будут вашим плюсом.

Кандидатам, которые будут приходить ко мне, я советую быть в опрятном виде и улыбаться, оставлять личные проблемы за дверью кабинета, в котором вы собеседуетесь, а в будущем — за дверью квартиры, в которой вы будете делать уборку.
Марина, основатель клининг-сервиса

6. Не забудьте, что личные качества ценятся не меньше деловых

И по опыту соискателей, и по опыту тех, кто нанимает персонал, можно сказать, что обычные человеческие качества при приёме на работу сканируются едва ли ни в первую очередь. Ваши квалификация, опыт и обучаемость, само собой, тоже важны. Но сначала работодатели изучают, какой вы человек, какой у вас темперамент, насколько вы приятны в общении и можете ли оставаться собой, не надевая маску, чтобы казаться лучше.

Работодатели бывают разные. Кого-то диплом о высшем образовании прельщает сразу даже в сфере услуг, для других он не имеет значения. Но, по моему опыту, в нашей отрасли всё же важнее, что вы за человек, насколько ответственный и готовый ли работать. Самое главное — оставаться порядочным, ответственным, пунктуальным, не быть наигранным. Работодатель всё заметит. Если не в процессе собеседования, так во время работы. Так что оставайтесь самим собой и на этапе, когда хотите получить должность, и тогда, когда работа уже окажется вашей.
Ева, стилист по волосам

Если ваша профессия подразумевает мастерство в руках, а не в разговорах, может показаться, что коммуникабельность и харизматичность вообще не играют роли. И можно быть человеком с каким угодно складом характера, лишь бы дело делалось. Но это не так.

Работодателю в нашей среде — а я работала продавцом, а сейчас занимаюсь клинингом, — важны личные качества, общий уровень образования. Я понимаю, что мы работаем с людьми и для людей, поэтому для работодателя так принципиальны навыки общения у клинеров. Стараюсь этому соответствовать, умею не только удалять самые сложные пятна, но и найти общий язык с хозяевами домов, где убираюсь.
Алена, сотрудник клининг-сервиса

Это только некоторые советы, которые можно дать, но никак не единственные и неоспоримые заповеди для ищущих работу. В любом случае всегда полагайтесь на собственный опыт и профессиональное чутьё, а также принимайте во внимание сферу, в которой собираетесь работать. Изучите её особенности прежде, чем откликнуться на вакансию, пойти на встречу с работодателем или хотя бы просто выйти на связь с рекрутером.

🔄 Материал обновлён 2 ноября 2023 года

К другим статьям